Регистрация

Войти:


Если вы зарегистрированы, просто введите свои данные:


Если вы располагаете авторским материалом и уверены, что он будет интересен - присылайте его нам, и мы разместим его на портале.

Для этого пришлите текст по форме обратной связи, которая расположена на странице Контакты.

Или пройдите регистрацию. Это не займет много времени: Регистрация

Если вы уверены, что статья была размещена без вашего разрешения или с какими-либо нарушениями - сообщите об этом со страницы Контакты или в комментариях к статье. Администрация всегда идет навстречу авторам: размещает обратные ссылки или удаляет материал, если автор этого желает.




0
22:07
0
18:07
0
14:07
0
10:07
0
6:07
0
22:07
0
18:07
0
14:07
0
10:07
0
6:07

Эмилия Кабакова: «Весь мир живет в туалете»

репосты
181
0
08.09.2018

Новость часа


Эмилия Кабакова: «Весь мир живет в туалете»На открытии ретроспективы художников объявили о передаче мастерской Кабакова в собственность Третьяковки

«В будущее возьмут не всех» – название этой выставки Ильи и Эмилии Кабаковых у всех на устах не первый месяц. Масштаб проекта нельзя переоценить: первая ретроспектива художников, признанных одними из самых значимых авторов современности, создана как единая тотальная инсталляция. Выставка стартовала в Лондоне, затем переместилась в Петербург, а сейчас добралась до Москвы. Событие беспрецедентное, но, как призналась Эмилия Кабакова «МК», не последнее: уже ведутся переговоры о новых проектах в России.

Эмилия Кабакова: «Весь мир живет в туалете»

Одна утопия для трех городов

  – Первый раз мы делаем ретроспективу, – рассказывает Эмилия Каабкова. – Подготовка шла больше двух лет. Вначале куратор приехал к нам с планом, который мы разгромили, но через год договорились. Мы сработались и остались друзьями, что для художников с таким тоталитарным характером, как я и Илья, большое достижение.

  Отправной точкой ретроспективы и ее инициатором стала галерея Tate Modern. Открытие состоялось в октябре прошлого года. В апреле проект презентовали в Эрмитаже, теперь же он оказался на финальной площадке – Третьяковской галерее на Крымском валу. В каждом из трех пространств проект прозвучал по-разному. В Лондоне вступил в неожиданной диалог с выставкой «Красная звезда над Россией. Революция в визуальной культуре 1905–1955»: получилось, что из мира романтических идей революции и последовавших за ними разочарований и репрессий, зритель прямиком попадал в трещащее по швам «светлое будущее», которое невозможно построить.

В Эрмитаже выставка разместилась на двух этажах, потому работы других художников стали своеобразной «вставкой» (для одних логичной, для других – нет) в  кабаковкую утопию. В Москве – иной контекст: большой зал, где традиционно проходят выставки классиков прошлого (Левитан, Айвазовский, Серов), принимает ретроспективу классиков современности, что подчеркивает значимость проекта. На этой выставке появились работы, которых не было в Петербурге и Лондоне – их собрали из частных и музейных коллекцией в ходе подготовки. Набралось много, пришлось выбирать, чтобы не перегружать экспозицию. Но результат стоил жертв.

Кого возьмут в будущее?

Тотальная ретроспектива состоит из 13 комнат: переходя из одного зала в другой, мы проживаем вместе с авторами их жизнь и творческие поиски. Погружение начинается с ранних работ 1960-х годов Ильи Кабакова, где он делает первые попытки выйти за рамки традиционного понимания живописи. Использует вместо холста дешевые стройматериалы. Дополняет пейзажи текстами-историями. Помещает на холст такие предметы, как вешалка или детская игрушка, сопровождая их комментариями вымышленных персонажей и предлагая реальному зрителю вступить в диалог. Рассказывает сюжет с помощью условных обозначений, какие бывают на картах.


Эмилия Кабакова: «Весь мир живет в туалете»

На рубеже 1970-80-х возникает воображаемый художник Лев Кучеренко: содержание работы описывается словами на холсте, так что зритель сам рисует картинку в своей голове. Спустя много лет этот концептуальный ход – повествование от имени вымышленного автора – вырос в нашумевший и дорогостоящий ($3 млн.) проект «Альтернативная история искусств и другие проекты». Именно с ним Кабаковы впервые выступили в России после многолетней эмиграции в «Гараже» в 2008 году.

Но пока мы в 80-х – времени, когда главной площадкой для концептуальных экспериментов Кабакова становится его мастерская на Сретенском бульваре, где кипит неофициальная жизнь искусства. Его не выставляют, но он работает день и ночь, превращая обыденные вещи в новую метафорическую реальность. На открытии выставки было объявлено о передачи мастерской в собственность Третьяковки – там создадут музей концептуального искусства.

На рубеже 80-90-х происходит ряд судьбоносных событий. Илья Кабаков начинает работать в тандеме с Эмилией, а потом женится на ней, а в 1988 году уезжает из СССР. Тогда же он окончательно выходит за рамки живописного поля, создавая принципиально новый вид произведения – тотальную инсталляцию, где зритель оказывает внутри картины, в трехмерной реальности. Модели таких проектов на выставки предваряют центральное произведение в фирменном стиле мастера – «В будущее возьмут не всех» (2001 г.). Название отсылает к эссе Кабакова, опубликованное в 1983 году в журнале «А-Я», где художник сравнивает Казимира Малевича с директором школы, который отбирает учеников для поездки в пионерлагерь. Кто не попал на поезд – обречен на забвение. В большой полутемной комнате мы видим уходящий поезд, на рельсах разбросаны картины автора. Провожая поезд на перроне, мы остаемся один на один с вопросами, которые волнуют каждого: как воспримут то, что мы делаем здесь и сейчас, через много лет? поймут ли и захотят ли понять? возьмут ли нас в будущее?

– Человек остается человеком – вчера, сегодня и через тысячу лет, – говорит Эмилия Кабакова корреспонденту «МК». – Здесь заложены человеческие эмоции, думаю, спустя годы что-то пропадет, что-то возникнет. Наверняка, люди каменного века воспринимали наскальную живопись иначе, не так, как мы сегодня.

Следом за центральной работой – еще один мощный аккорд выставки: инсталляция «Пустой музей». Зритель оказывается в пространстве старого «классического» музея: темно-красные стены, золотой карниз под потолком, удобные диваны для созерцания картин… Но вместо них – пустые стены, на которых софиты рисуют яркие световые пятна. У двери неровным почерком надпись на листке: «Администрация музея приносит свои извинения. Картины будут доставлены в среду». По залу разносится величественная «Пассакалия» Баха. Устроившись на диване, чувствуешь, как овалы света заполняются твоими личными смыслами…

Поразмыслив о вечном, оказываешься в комнате, где представлены модели самых известных инсталляций художников. Среди них и легендарный «Туалет», созданный в 1992 году для выставки Documenta и демонстрировавшийся на Винзаводе в 2008-м. Это дом, уютный и обжитой, расположившийся в общественной уборной.

– Это не о русских, это метафора жизни, – рассказывает Эмилия о работе. – Весь мир живет в туалете, очень комфортабельном. Люди из разных стран бегут от реальности, ищут выход в собственных фантазиях. Сегодня Facebook – та же коммунальная кухня. Даже такое страшное явление, как терроризм – это утопия: уничтожить всех, чтобы создать свое. И все таки «Туалет» – не что-то негативное, даже в таком мире можно создать уютное пространство.

В пространство фантазий переносят и комната-библиотека, где собраны книги художника, представляющие, по определению Ильи Кабакова, «метафизику» предметов в абсурдных связях». И серия живописных работ «Два времени», где накладываются друг на друга сцены из советской повседневности и сюжеты картин классиков вроде Караваджо и Рубенса. И цикл «Белое», на которых воспоминания все тех же советских лет будто запорошены снегом.

Финалом проекта стали две тотальных инсталляции «Лабиринт. Альбом моей матери» и «Как встретить ангела», создавшие вместе ощущение перехода в иной, потусторонний мир. Из просторного зала с живописью зритель попадает в темный коммунальный коридор. За поворотом мерцает неяркий свет – там под стеклом в рамках мы находим воспоминания матери Кабакова, Берты Юрьевны Солодухиной, записанные сыном, когда ей исполнилось 83. Напечатанные на старой печатной машинке строки размещаются на фоне побледневших обоев. Каждый второй зритель замечал: «такие были у моей бабушки». Рядом с текстами – черно-белые фотографии, где почти нет людей – перед нами время, канувшее в лету. Блуждая по лабиринту коммунальных коридоров, мы проживает революцию, войны, погружаемся в ныне стертую повседневность. Чем дальше идем, тем отчетливее слышим голос художника, поющего русские романсы. И в результате выходим к свету – в город ангелов. В центре пространства длинная лестница, по которой взбирается маленький человек и на ее вершине протягивает руки к ангелу, тот стремится ему навстречу. Невольно возникает ассоциация с фреской Микеланджело «Сотворение Адама»: кажется, человек и Бог сейчас соприкоснутся, между их пальцами мизерное пространство, но на самом деле это непреодолимая пропасть…

Кабаковы – не бедные люди

Все современное искусство – в первую очередь искусство идей и эмоций, а в особенности одного из основателей концептуализма Ильи Кабакова. Оно многослойно и воспринимается разными людьми и поколениями по-разному. Для Эмилии, которая в этот раз без супруга занималась воплощением ретроспективы в жизнь (здоровье не позволило Илье Иосифовичу отправиться в тур по трем городам), наблюдения за реакцией публики были очень важны.

– Мне было интересно, как в разных городах люди, особенно молодые, реагируют на выставку, какие смыслы они считывают, – говорит Эмилия. – Например, в Москве пришла знакомая девочка 20 лет, я намеренно не стала комментировать работы, у нее возникали свои мысли, которые не всегда совпадают с нашими. Она начала думать – вот, что важно. У нас получился интересный диалог. В Лондоне было много молодых людей: они спорили о капитализме и коммунизме, что лучше. Сейчас там очень интересуются Троцким, идеями революции. В Петербурге публика восприняла проект иначе: там свой взгляд, интеллектуальный. Но там мы чужие, русские и иностранные, но не петербургские. Перед Москвой, где много друзей и недоброжелателей, я очень нервничала. Но здесь нас встретили тепло – много эмоций, интересных вопросов и добрых отзывов.

Параллельно с премьерой выставки в «Гараже» состоялась презентация фильма «Бедные люди. Кабаковы» Антона Желтова, приуроченная к 85-летию Ильи Иосифовича.

– Как вы восприняли фильм? – спросили мы у Эмилии Кабаковой.

– Мне не понравилось, что, снимая фильм о художнике, говорят как об обыденных вещах. Для Ильи реальность не существует. Через пять минут после разговора об обыденном, он вас возненавидит. В фильме много хорошего документального материала, но как он интерпретирован… Например, кадры, когда художники лежат на пляже в Америке, или восхищаются Статуей Свободы. Они 30 лет сидели в своих мастерских без выставок, а потом вырвались, и оказалось, что они интересны как художники! У них эйфория не от пляжа, они могли бы загорать и в Сочи, а от того, что их искусство востребовано! По фильму получается, что в Советском Союзе мы были в диалоге, все было прекрасно, а выехали и стали «бедными людьми», одинокими. Показывается, как мы с Ильей идем по пустой улице, стоим на одиноком перроне, не известно, куда и зачем мы едем. На самом деле я вообще не езжу в поездах – передвигаюсь на машине. А у нас дома всегда много гостей.

— Какие проекты планируете в России в дальнейшем?

— Нам предлагали разные проекты, в том числе, политические и провокационные. Например, сделать инсталляцию в церкви. От таких мы отказываемся. Сейчас ведутся переговоры о музейных проектах в регионах, проектах с детьми.

Источник

Если Вы хотите, чтобы мы разместили Ваш уникальный материал на любую тему на нашем портале, присылайте тексты на почту news@newsbreaking.ru.

Подписывайтесь на наш Телеграм чтобы быть в курсе важных новостей.


Ваши комментарии:

0

Поделиться:


Оставить отзыв

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Это не спам

Все отзывы проходят модерацию. В комментариях запрещены нецензурные выражения во всех видах (включая замену букв символами или на прикрепленных к комментариям изображениях), высказывания, разжигающие межнациональную, межрелигиозную и иную рознь, рекламные сообщения, провокации и оскорбления, а также комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты. Спасибо за понимание!


Анна Шапиро
Игорь Востриков
Нострадамус
Пушилин
журналист Андрей Бабицкий
1хбет зеркало на сегодня прямо сейчас
1хбет зеркало на сегодня рабочее регистрация
Зеркало 1xbet рабочее на сегодня 1хбет зеркало прямо сейчас 1хбет альтернативный адрес работает всегда 1хбет новый сайт зеркало 1win зеркало рабочее на сегодня 1xbet официальный сайт рабочее зеркало на сегодня зеркало бк леон на сегодня 1win рабочее зеркало